"Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе" А. Н. Колмогоров.
2 апреля в нашем лицее прошёл II Фестиваль проектов для учащихся.
Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена новым Законом «Об образовании в Российской Федерации», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении.
Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе с учителем, с родителями, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
На фестивале были представлены лучшие проекты, над которыми работали учащиеся 1-7 классов. Свои работы ученики представляли в четырёх номинациях: научный проект, информационный проект, социальный проект, творческий проект. Всего было представлено 89 проектов. Информационных – 37, социальных -21, научных – 16, творческих – 15.
В этом году фестиваль начался с представления сборника «I Фестиваль проектов» (участники прошлого года могут скачать электронную версию https://cloud.mail.ru/public/HYth/SZjBatYGb).
С приветственным словом к участникам нашего фестиваля обратились выпускницы нашего лицея:
- Саркисян Карина, выпускница 2016 года. За научную работу награждена медалью «Юный исследователь»;
- Милоданова Олеся, выпускница 2015 года. За научную работу награждена медалью «Эвариста Галуа».
Затем ученики представляли свои проекты.
1-е классы: Зачем нужна копилка? Почему кактусы колючие? Удивительные животные. Как ухаживать за джунгарским хомячком. Интересная величина - сила трения. Кроссворд "Плодовые деревья". Изготовление шкатулки в технике декупаж. Алтай-лучшее место на Земле.
2-е классы: Почему у монет по краю ребра? Когда появилась одежда? Вторая жизнь бытовых отходов. Расход семейного бюджета на новогодние праздники. Полезные вредные гаджеты. Не выбрасывай бумагу. Гончарное производство - ручная работа. Путешествие по страницам детских журналов. Роль смайликов в смс-сообщении. Нынче в школе 1 класс вроде института. Картофельное рисование. Есть ли польза от ядовитых пауков? Гаджеты в нашей жизни. Пластилин в мультипликации.
3-е классы: Почек вулканы извергаются? Каким может быть подарок? Выпиливание по дереву "Соколиное перо". Плавучесть предметов. Удивительная жизнь божьей коровки. Удивительные животные планеты. Мир вокруг меня: вымысел и реальность. Зачем мы учим английский язык? Королева Елизавета II. Что можно сделать из ватных дисков? Мягкая игрушка "Мишка Теди".
4-е классы: Есть ли польза от спиннера? Кубик Рубика: история и современность. Птичья столовая (или какой корм предпочитают зимующие птицы). Птичья столовая (или кормушка для птиц своими руками). КОД(Клуб общения друзей). Ориентирование на местности по народным приметам. Статическое электричество в повседневной жизни. Что интересно моим сверстникам. Волшебные краски: влияние цвета на человека. Есть ли польза от торта? Изготовление мыла в домашних условиях. Есть ли польза от лепки?
5-е классы: Оркестр Сибирь. Доходы и расходы пятиклассников. Лексическое и этимологическое значение названий музыкальных инструментов. Исторический памятник Барнаула (Нагорный парк). Моя будущая профессия. Распространение трутовых грибов в зелёных насаждениях города Барнаула. Настольный теннис. Достопримечательности Лондона. Туризм. Денежные единицы Великобритании. Кинотеатры города Барнаула XX века. Друзья Самоделкины. Александр Невский. Моё хобби. Самый высокооплачиваемый труд. Одежда и украшения Древней Руси. Правила гостеприимства народов России. Русская матрешка. Загадки избы. Добро и зло в русских народных сказках. Декоративное искусство в современном мире.
6-е классы: Искусство народного промысла России. Палехская роспись. Гжельская роспись. Знаменская церковь. Публичное выступление "Матрешка". Публичное выступление "Дымковская игрушка". Декоративная поделка - аксессуар для кухни. История происхождения математических знаков. Плоскостопие. Зрение. Двигательное качество – гибкость. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.
7-е классы: Образ Барнаула в творчестве алтайского графика Ю.Б. Кабанова (конец 19- начало 20 века). Старинный способ решения задач на сплавы и смеси. Деньги в современном обществе. Аэробика. Спортивная гимнастика. Интродукция ириса сибирского. История российского футбола. История денежного хождения в России. Денежные единицы Великобритании. Спортивный инвентарь. Дизайн современной одежды. Баскетбол.
Тему, которую выбирает ученик, должна быть интересна ему, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Название проекта выражает главную идею. В названии должна быть заложена какая-то тайна, проблема или вопрос.
Работая над проектами, наши ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.